Симфония №7, Симфония №8 написаны практически одновременно, но не менее уникальны по стилю и настроению, чем другие симфонии Бетховена.
Симфония №7, больше всех любимая самим композитором, сумела собрать самые противоречивые отзывы его современников и последователей. Так, Карл Мария фон Вебер высказался о ней следующим образом: «Экстравагантность этого гения дошла до крайности; Бетховен теперь совершенно созрел для сумасшедшего дома». Разнообразие мелодий и ритмов Симфонии №7 действительно поражает воображение: от траурного шествия (во 2-й части) до народных танцев в финале. «Нельзя передать словами, до чего это бесконечное разнообразие в единстве изумительно. Только такие колоссы, как Бетховен, могут справиться с подобной задачей, не утомив внимания слушателей, ни на минуту не охладив наслаждения…» — писал Чайковский о симфонии №7. А Рихард Вагнер вообще называл её «апофеозом танца» и даже пустился в пляс под эту музыку (в фортепианном исполнении Ф.Листа).
Симфони №8 — это еще одно проявление Бетховинского юмора, пародия на классические симфонии того времени. В форме доброй шутки композитор изображает отстукивание метронома и пышный придворный менуэт. Пронизанная юмором и танцевальными ритмами, Симфония №8 непосредственно перекликается с творчеством учителя Бетховена, добродушного «папы Гайдна», который и сам был не прочь пошутить, обращаясь к слушателям через свою музыку.